Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и другие технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков он - современный ребенок?
Педагоги нашего дошкольного учреждения "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. По результатам педагогической диагностики 47% воспитанников ДОУ имеют речевые отклонения и патологии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение и возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности, где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся, а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни. Уходят в прошлое семейные посиделки, поездки к бабушкам на выходные, долгие пешие прогулки, чтение вслух и многое другое, что казалось нам естественным, когда мы сами были детьми. Жизнь меняется. Хорошо это или плохо, решать не нам. Но в наших силах сделать так, чтобы детство наших детей было по-настоящему счастливым.
Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Старший воспитатель МКДОУ «Покровский детский сад» Иванова О.А. |