Возрастные особенности детей
Группа раннего возраста
(от 1,5 до 2 лет)
Возраст от 1,5 до 2 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.
Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей.
Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Начало продуктивной и символической деятельности.
Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.
Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет: усвоение детьми фонетики и грамматики, развитие синтаксической структуры речи, совершенствование лексики и семантики детской речи, начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.
Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивных и сюжетно-ролевых моментов, переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм.
Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста.Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению. Появление способности решать задачи методом догадки. Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 2 годам 200-300 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойства предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.
РЕЖИМ ДНЯ
1 |
Прием детей. Самостоятельная деятельность |
7:00 – 8:20 |
2 |
Подготовка к завтраку. Завтрак
|
8:20 – 8:50 |
3 |
Самостоятельная деятельность
|
8:50– 9:00 |
4 |
Подготовка и проведение игры занятия
|
9:00 – 9:10 (1 подгр.) |
5 |
Подготовка к прогулке
|
9:30- 9:50 |
6 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, игры
|
11:20 – 11:30 |
7 |
Подготовка к обеду, обед
|
11:35 – 12:05 |
8 |
Подготовка ко сну, сон
|
12:05 – 15:05 |
9 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.
|
15:05 – 15:20 |
10 |
Подготовка к полднику, полдник
|
15:20 – 15:50 |
11 |
Подготовка и проведение игры занятия
|
15:50–16:00(1 подгр.) 16:00 -16:10(2 подгр.) |
12 |
Самостоятельная деятельность.
Прогулка.
Работа с родителями.
Уход домой
|
16:10 – 17:30 |