Кошмачкова Екатерина Александровна - педагог-психолог
Образование: высшее профессиональное
Стаж педагогической работы: 0 лет
Что делает психолог в детском саду?
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
-
Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
-
Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
-
Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
-
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
-
Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
-
Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
-
Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
-
Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
-
Психологическая диагностика
-
Развивающая работа
-
Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
-
Консультирование по проблемам развития
-
Информирование по итогам психологической диагностики и развивающей работы
-
Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
-
Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
-
Психологическое просвещение
-
Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа |
Что делает психолог? |
Группы раннего возраста (1,5 - 3 года) |
|
Младшая группа (3 - 4 года) |
|
Средняя группа (4 - 5 лет) |
|
Старшая группа (5 - 6 лет) |
|
Подготовительная группа (6 - 7 лет) |
|
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика |
Развивающая работа |
Психологическое просвещение и профилактика |
Консультирование |
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера
- Регуляторно - волевая сфера
- Эмоционально – личностная сфера
- Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
- психологическое обследование детей 3 – 4 лет (младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
- психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ППк с целью определения детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.
Развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
- по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
- на основании результатов психологической диагностики;
- на основании рекомендаций ПМПК.
Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- Игровая терапия
- Арт-терапия
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Психогимнастика
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Документация психолога
Организационно-методическая документация
-
Заключение по результатам индивидуального обследования (бланк)
-
Бланк наблюдения и аналитическая справка по адаптации детей к ДОУ
Психологические особенности детей
2 - 3 года | 3 - 4 года | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 - 7 лет |
- Особенности работы с гиперактивными детьми
- Дошкольники с ОВЗ, какие они?
- А я советую читать сказки так!
- Дошкольник и мир социальных отношений
- Стресс на работе
- Как помочь ребенку справиться с эмоциональной травмой
- Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ
- Роль воспитателя в сохранении и укреплении психологического здоровья детей
- Игровая деятельность в младшей группе
- Психологический комфорт детей
- Формирование образа "Я" у детей дошкольного возраста
- Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе
- Готовимся к школе
- Развивайте память вашего ребенка
- 10 фраз, которые не стоит говорить ребенку
- Договориться, а не наказывать
- Если дети не могут поделить игрушки
- Игры с киндерами
- Как делать замечаний с добротой
- Негативные родительские установки
- Откуда берутся "маменькины сынки и дочки"
Форма обратной связи